Верея

Верея - один из живописнейших уголков Подмосковья. Город красиво раскинулся на холмах и берегах реки Протвы. В XVIII веке, после строительства северной столицы Петербурга, многие уездные города Подмосковья перестраивались. Екатериной II в 1784 году был утвержден план застройка Вереи. И сейчас улицы города прямолинейны, что соответствует тому плану. Верея была уездным городом Московской губернии, значительным среди других городов Подмосковья как по численности населения, по количеству каменных домов, так и по размерам объявленного капитала (355 тыс. рублей). В последнем она уступала только Коломне. По данным Московской справочной книги (авт. Пассек) в 1842 году в Верее было 75 каменных домов, в Можайске - 22, а в Рузе - всего 13 домов. Верея застраивалась, в основном, в XVIII веке. Разбогатевшие купцы вкладывали свои деньги в строительство церквей и домов.

 

паркуемся у

Церкви Космы и Дамиана 1777г

Табличка на храме:

Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших. Построена на средства купца М.Е.Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году.

В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (Память святых совершается 13 октября).

и по пешеходному мостику через Протву идем к остаткам Кремля (Городищу)

остатки древнего кремля или городища, расположенного на высоком речном мысу, образуемом рекой и оврагами. Мыс имеет форму овального блюдца размером 275 на 110 м. Он был укреплён земляными валами, высота которых достигает 6 м. С валов открывается живописный вид на Заречье и леса, окружающие город. Узкий перешеек соединяет территорию кремля с городской площадью. На территории кремля находится Рождественский собор и здание присутственных мест.

Собор Рождества Христова 1552г

Собор был построен в верейском кремле, на вершине кремлевского холма, после победоносного участия дружины под предводительством князя Владимира Андреевича Старицкого во взятии Казани в честь этого события. По некоторым источникам, о строительстве храма распорядился лично Иван Грозный. В надписи на стене храма значилось: «Божию милостью по благословению Преосвященного митрополита Макария всея Руси заложена сия церковь Рождества Бога Спаса нашего Иисуса Христа в лето 7060 г. от сотворения мира при державе Благоверного царя и Великого князя Владимира Андреевича и его матери Благоверной княгини Ефросинии». Благоверный царь – это и есть Иван IV. Такое внимание Грозного к Верее объясняется и родственными связями его с Владимиром Старицким, который был внуком царя Ивана III. Крепость в Верее тогда была деревянной, от нее сохранились земляные валы. Белокаменный собор был первым в Верее каменным храмом. Он многократно перестраивался, но сохранил древнее центральное ядро – четырехстолпный объем с обширной трехчастной апсидой. Отчасти сохранились и перспективные порталы с килевидными завершениями в северном и южном фасадах. После перестроек конца XVII века и первой половины XVIII века собор получил верхнюю часть в форме «восьмерик на четверике». Грани восьмерика и фасады нижней белокаменной части украшены предельно просто; выступающие части перспективных порталов были сбиты. При перестройках к основному объему собора добавились трапезная с приделами, колокольня, а также надстроен верхний храм (нижним стала наиболее древняя часть). Колокольня, построенная в 1802г. в стиле классицизм, украшена значительно богаче основного здания. Первый, самый высокий ярус, обрамляют по краям фасадов парные колонны, на которые поставлены фронтоны; два верхних, меньших по размеру яруса и украшены соответственно: колонны и фронтоны на них пропорционально меньше. Под фигурной главкой колокольни поставлен вместо барабана еще один маленький четырехугольный ярус.

В 1815г. в нижней части собора был погребен герой войны 1812 года генерал Иван Семенович Дорохов, под предводительством которого и была освобождена Верея. В Бородинском сражении Дорохов был тяжело ранен в пятку и только стараниями врачей прожил после этого еще около трех лет. То, что генерал Дорохов, тульский помещик, был похоронен в Верее, есть следствие благодарности верейцев и его собственной воли. Незадолго до смерти Дорохов обратился к горожанам с письмом, в котором было сказано: «Если вы слышали о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врагов Отечества нашего, то я ожидаю от вас за сие воздаяние - дать мне три аршина земли для вечного успокоения при той церкви (имелся в виду собор Рождества Христова), где я взял приступом укрепления неприятеля, истребив его наголову. Дети мои вам будут за это благодарны». После кончины он был похоронен не при церкви, а в ней самой, в каменном склепе.Памятник генералу Дорохову Памятник Дорохову стоит на кремлевском земляном валу. Он был заказан жителями Вереи к 1912 году - столетию знаменательного события - и поставлен невдалеке от собора. Во время гражданской войны склеп «царского генерала» был вскрыт красноармейцами и разорен, а потом засыпан. В 1999г. при реставрации собора останки прославленного генерала были обнаружены и торжественно заново захоронены в соборе Рождества Христова. Восстановили по старым фотографиям и памятник Дорохову.

виды с вала

Часовня Параскевы (Пятницы) Великомученицы на торговой площади

потом вдоль речки едем к следующему храму

Церковь Илии Пророка 1803г

В 1637 году на месте современной Ильинской церкви стояла холодная деревянная церковь и при ней церковное круглое кладбище. Церковь регулярно подновлялась. В 1700 году по указу Святейшего Патриарха Андриана и по просьбе верейских посадских людей во главе с Захаром Маркеловым разрешено на посаде города Вереи на старом церковном Ильинском месте построить вновь церковь во имя пророка Илии.

вид от церкви на Протву однозначно намекает на то, что нам непременно надо попасть на тот берег :)

и заехав на последнюю, по нашим планам в городе, достопримечательность

Церковь Константина и Елены 1789г

До революции церковь Константина и Елены окружала, построенная, скорее всего, уже после войны 1812 года ограда, от которой на сегодняшний день остались лишь двое ампирных ворот. Источники по истории Царя-Константиновской церкви этого времени очень скудны. Известно, что в 1618 г., когда Верею захватил и дотла сжег сын польского короля Сигизмунда II королевич Владислав, храм и причтовые постройки сгорели. Место сгоревшей церкви долгое время оставалось пустым. Возобновление Царя-Константиновского храма в одноименной слободе Вереи относится ко второй половине XVII века. В 1686 г. году старом церковном месте силами посадских людей под руководством Евгения Самойлова построена и освящена холодная деревянная. Датой строительства каменного храма клировые ведомости Царя-Константиновской церкви называют 1798г.

с фасада церковь выглядит почти целой, но с обратной стороны в стене огромный проход и внутренности сильно повреждены

по-соседству

наконец добираемся до вожделенного.

спуск к реке достаточно крутой и в дождик наверно сложно проходимый

сначала вдоль реки идет обширный луг, но потом дорога уходит в лес и заканчивается благоустроенной полянкой, до которой доехать без полного привода скорее всего не получится

 

на выезде из Вереи активно и дорого реставрируется

Церковь Входа Господня в Иерусалим 1677-1679гг

бывший собор Спас­ского монастыря, упраздненного в 1764 г. в связи с указом Екатерины II об упразднении малоимущих монастырей Церковь относится к древнейшим памятникам Вереи, является памятником Федерального значения. Расположена она в Зареченской части города на обрывистом берегу Протвы и окружена вековыми деревьями. Первые упоминание о монастыре в письменных источниках относятся к началу XVII века. Однако, очень может быть, что обитель была основана задолго до этого времени. По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Она выстроена из кир­пича в 1667 —1679 гг., о чем гласит текст закладкой доски, находящейся у западно­го портала: «Божией милостью и благословением Великого Господина и Святейшего Иоакима – Патриарха Московского и всея Руси, при благочестивом Государе, Царе и Великом князе Федоре Алексеевиче всея Великая, Малыя и Белые Руси самодержце, зачата сия Богом созданная церковь Входа Спаса в Иерусалим лета 1677, а строена сия церковь при игумене Андриане и при келаре старце Захарии и при казначее старце Иосифе». Бесстолпный кубический объем храма, поставленный на подклет, перекрыт глу­хим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. Храм двухэтажный, нижний придел поздней постройки. Нижний храм, углубленный в землю – во имя Пресвятой Девы Марии, верхний в честь Входа Господня в Иерусалим. Уже в конце XIX столетия в подклете Входоиерусалимской церкви был освящен придел Покрова Божией матери. В то же время была поставлена новая ограда с воротами в распространенном тогда «русском стиле» (направление эклектизма, характеризующееся поверхностным подражанием формам древнерусской архитектуры). В 1877 г. Археологическое общество объявило храм памятником архитектуры XVII века. В 1934 г. храм был закрыт. Памятник частично реставрирован в 1960-х гг. Восстановлены тесовые кровли и покрытие глав лемехом. Храм по-прежнему продолжает впечатлять своими формами: он величественно возвышается на кромке высокого берега Протвы. От храма открывается красивый вид на противоположный низкий берег реки и на панораму Вереи с древним собором. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой.

 

а дальше пересекаем М1 и уезжаем вдоль Москвы-реки на Звенигород

места удивительно живописные и кое-что встречается по дороге

Троицкое

Бушарино

Узбекская крепость-ресторан в Волково

Луцыно

 

 

 

 

Михаил Гризли

(еще фотографии из других поездок)

 

 

 



Hosted by uCoz

 

Besucherzahler most beautiful Russian and Ukrainian brides
счетчик посещений